Чем являются слова так себе в предложении. Значение слова так
Синтаксическая роль (чем является в предложении)
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ СЛУЖЕБНЫЕ МЕЖДОМЕТИЕ
Некоторые ученые выделяют причастие, деепричастие и слова категории состояния (СКС) в отдельные части речи.
О любой части речи нужно рассказывать по следующему плану:
Общее значение (что обозначает и на какой вопрос отвечает)
Морфологические признаки (постоянные, непостоянные, а так же начальная форма)
Синтаксическая роль (чем является в предложении)
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
(В грамматике предметом считается всё, чему наше сознание способно приписать различные признаки: качества, свойства, состояния, действия. С точки зрения логики, смысла мягкость шерсти, белизна снега, пестрота ткани - это качества предмета, но в языке это предмет, то есть нечто способное производить действия или быть носителем признаков. Лексическое значение у большинства существительных совпадает с их общим грамматическим значением предметности: бульдозерист, лошадь, портфель, стена. Существительными также являются слова, называющие различные качества, свойства, отношения, действия, процессы - предметы в грамматическом значении слова: желтизна, поход, эгоизм, борьба, езда, рукопожатие)
Начальная форма: (Н. ф.): Именительный падеж (И.п.), единственное число (ед.ч.) школа, дом, книга, тетрадь.
2.Постоянные признаки:
1) собственное (имена, клички, геогр. названия, названия книг, журналов, кинофильмов) или
нарицательное (все остальные)
неодушевлённые (отвечают на вопрос что? )
3) склонение (определяется по ед. ч.) существительные распределены по трем склонениям (помни о несклоняемых существительных и о разносклоняемых сущ.
4) существительные имеют три рода:
мужской женский средний
он (мой) она (моя) оно (моё)
Непостоянные (изменяемые) признаки: существительные изменяются:
1) по числам (единствен, число школа или множеств, число школы)
2) по падежам:
Падеж | Вопрос | Единственное число | Множественное число |
И. | кто? что? | друг, книга | друзья, книги |
Р. | кого? чего? | друга, книги | друзей, книг |
Д. | кому? чему? | другу, книге | друзьям, книгам |
В. | кого? что? | друга, книгу | друзей, книги |
Т.. | кем? чем? | другом, книгой | друзьями, книгами |
П. | о ком? о чём? | о друге, о книге | о друзьях, о книгах |
3.Синтаксическая роль: В предложении существительное бывает подлежащим, дополнением, сказуемым, в составе определения и обстоятельства => любым членом предложения.
1.ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какие? какое? чей? и обозначает признак предмета.
Начальная форма (Н. ф.): И. п., ед. ч., м. р.
2.Постоянные признаки:
1) разряд (все прилагательные распределены по трём разрядам):
качественные | относительные | притяжательные |
1). Обозначают различные качества предметов, помогают дать им характеристику по внешнему виду, весу, величине и т.п. 2) имеют краткую форму (глубок, умён). 3) имеют степень сравнения (глубокий - глубже, умён -умнее). 4) Имеют суффиксы -ист-, -оват-, -еньк- .5) Образуют сложные прилагательные и прилагательные с приставкой не- 6) Сочетаются с наречиями очень, чрезвычайно, слишком и др. | 1) не сочетаются с наречиями очень, чрезвычайно, слишком (зимний) 2) не имеют краткой формы (деревянный) 3)не образуют степеней сравнения Серебряный, стеклянный 2. Обозначают признак предмета не прямо, а через его отношение к другому предмету. 3. Имеют суффиксы -ан-(-ян-), -ск-, -ов- и др. 5. Не образуют сложные прилагательные и прилагательные с приставкой не-. | 1) отвечают на вопрос чей? 2) обозначает принадлежность какому-либо лицу. 3) не могут быть у предмета в большей или в меньшей степени. Хвост (чей?) лисий, Шкура лисья шарф (чей?) мамин, отцов, братов |
Непостоянные признаки:
1. род (мужской, женский, средний),
2. число (единственное, множественное)
3. падеж => падеж прилагательных определяется по существительному, к которому относится прилагательное
3.Синтаксическая роль: в предложении полные прилагательные обычно являются определением (иногда сказуемым), а краткие - всегда сказуемым.
1) прилагательные могут быть употреблены в краткой форме, краткие прилаг. Отвечают на вопрос каков?
2) прилагательные могут быть употреблены в сравнительной или превосходной степени
СТЕПЕНЬ СРАВНЕНИЯприлагательных
сравнительная | превосходная | ||
простая (из одного слова) | составная (из двух слов) | простая (из одного слова) | составная (из двух слов) |
образ. с помощью – ее (-ей), - е, -ше красивый + - ее = красивее (такие прил. не изменяются) | с помощью слов-частиц: более (менее) + прилагательное в исходной (обычной) форме = более тонкий (помни: нельзя говорить: более тоньше) | образ. с помощью суффиксов – ейш- -айш-: красивейш ий, глубочайш ее | составная форма образуется с помощью частицы самый + прил. в обычной (исходной форме) самый глубокий |
1. ГЛАГОЛ - это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Начальная форма (по-другому инфинитив) - это когда глагол отвечает на вопросы:что делать? что сделать?
2. Постоянные признаки: 1 ) вид
совершенный несовершенный
(если отвечает на вопрос что сделать? ) (если отвечает на вопрос что делать?)
2) переходность глаголов:
3) возвратные (это глаголы с постфиксом –ся)
смеяться, улыбаться.
невозвратные (это глаголы без постфикса - ся)
4) спряжение (1 или 2): (в рус. яз. есть разноспрягаемые глаголы: есть, дать, бежать, хотеть)
–ешь, -ет,-ем, -ете, -ут, -ют , относятся к 1 спряжению.
глаголы, которые имеют окончания –ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят , относятся ко второму спряжению.
Ко 2 спряжению относятся все глаголы на – ить, (кроме брить, стелить) + 11 глаголов-исключений: гнать, дышать, держать, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть и зависеть, и терпеть, а ещё смотреть, вертеть.
Помни: брить, стелить → к І спр.
Непостоянные признаки: 1) наклонение:
2) время: будущее(что буду делать? что сделаю?)
настоящее (что делаю? что делают?)
прошедшее (что делал? что сделал?)
3)лицо: (но помни, что глаголы есть личные и безличные см. ниже)
4 ) род (для глаголов в прошедшем времени): ж. р., м. р., ср.р.
шла шёл шло
5)число (ед.ч. или мн.ч.)
Синтаксическая роль: глаголы в форме какого-либо наклонения всегда являются
сказуемым.
Глаголы в форме инфинитива могут быть любым членом
предложения.
Образец морфологического разбора глагола:
Давно я так не смеялся.
1. (Не) смеялся – глагол, т. к. обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делал?
Н. ф.: смеяться.
2. Пост. признаки: несовершенный вид, непереходный, возвратный, 1 спр.
Непост. признаки: в изъяв. накл., в прош. вр., в м. р., в ед. ч.
3. Синт. роль: не смеялся (является в предложении сказуемым)
Безличные глаголы не сочетаются с подлежащим, они являются сказуемыми в односоставных безличных предложениях.
Личные:безличные
Он не читает ему не читается (не читалось)
Он хочет уйти ему хочется (хотелось) уйти
Река шумит в ушах шумит
Пирожок вкусно пахнет на кухне пахнет пирожками
Начнет холодать
7
1.МЕСТОИМЕНИЕ – это самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, признак, количество и отвечает на вопросы КТО? КАКОЙ? СКОЛЬКО?
Н.ф.: в И.п., ед.ч., (м.р.) для местоимений указывающих на признаки
2. Постоянные признаки: 1) разряд (их 9)
Разряд | Местоимения (в И.п.) | Как изменяются |
Личные | я, мы , ты, вы , он, она, они, оно (+ эти же мест. в косв.падежах) 1 лицо 2 лицо 3 лицо | По падежам, числам |
Возвратные | Р.п.: себя , Д.п.: себе , В.п.: себя Т.п.: собой , П.п.: о себе . | По падежам |
Вопросительные | Кто? Что? Сколько? Каков? Какой? Который? Чей? Кто пришел? | По падежам |
Относительные | Кто, что, какой, чей, который, сколько (когда употребляются для связи простых предложений в составе сложноподчинённых. Я знаю, кто пришёл. Я знаю, что случилось. ) | По падежам |
Неопределённые | Некто, нечто, несколько, кое-кто, что-то, что-нибудь, что-либо | По падежам |
Отрицательные | Никто, ничто, никакой, ничей, нисколько, никто, нечего | По падежам |
Притяжательные | Мой, ваш, твой, наш, свой (его, их, её не путай с личными). Отвечают на вопрос ЧЕЙ? | По числам, родам, падежам |
Указательные | Этот, тот, такой, столько, таков | По числам, родам, падежам |
Определительные | Весь, иной, другой, всякий, каждый, сам, самый | По числам, родам, падежам |
2) лицо НЕ ДЛЯ
3) род ВСЕХ
Непостоянные признаки:
1) падеж (кроме: каков, таков)
2) род у местоимений указывающих
3) лицо на признак.
3. Синтаксическая роль: может быть любым членом в предложении.
Местоимения заменяют существительные (кто, что, он, н, ты, мы, никто, что-то и др.) и указывают на предметы, Изменяются по падежам: кто, кого, кому, кем, о ком и т. д.
Местоимения заменяют прилагательные (какой, этот, тот, мой, твой, свой и др.) и указывают на признак предметов, изменяются по числам, родам, падежам: какой, какая, ка- кое, какие, каким, о какой и т.п.
Местоимения заменяют числительные (сколько, столько, несколько) и указывают на количество предметов. Как и количественные числительные, эти местоимения обычно изменяются по падежам: сколько ящиков (шесть ящиков), скольких ящиков (шести ящиков), сколькими ящиками (шестью ящиками).
Синтаксические признаки местоимений также зависят от того, какую часть речи они заменяют.
Местоимения, заменяющие существительные, чаще всего и предложении выполняют роль подлежащего, дополнения.
Местоимения, заменяющие прилагательные, являются в предложении определениями.
Таким образом, местоимения имеют морфологические и синтаксические признаки той части речи, которую они заменяют.
1. ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ – часть речи, выражающая значение числа. Имена числительные отвечают на вопрос сколько? (два, сто, много, сто пятьдесят, трое)
2.Пост. пр.: разряд (порядковое или количественное, для колич. – целое, дробное или собирательное); простое, сложное или составное – по составу.
Непост. пр.: падеж
3.Синт. роль: любым членом предложения
Правописание числительных
1. Сложные числительные пишутся слитно (семьдесят, семьсот )
2. Составные числительные пишутся раздельно (тридцать два ).
(пиши столько слов, сколько значков - цифр, не считая нулей, но добавляя слова: тысяча, миллион, миллиард).
401 четыреста один (2 цифры 2 слова).
от 500 до 900
4. Числительное пол- пиши слитно , если вторая часть начинается с согласной буквы
(кроме л).
NB! Полу... всегда слитно ПИШИ ЧЕРЕЗ ДЕФИС, если вторая
(Полуфинал, полуботинок ) часть начинается:
С гласной (пол-арбуза )
С прописной (пол-Европы )
Л (пол - лимона ).
Числительные | Особенности склонения |
1. 1,2,3,4. | Склоняются как прилагательные: четырьмя, двум. |
2. от 5 до 20+30 | Как существительные 3 склонения } ед. ч. И. п.: пять , Р. п.: пяти , Д. п.: пяти . |
3. 40,90,100. | 40- И., В. п,- нулевое , в остальных падежах 90,100-И., В. п.-о 40,90,100 -а. |
4. 50-80 200-900 | склоняется каждая часть в слове: пятидесяти, двухсот, девятисот, девятистам. |
5. 1000 | Как сущ. 1 склонения, но в Т. п. числ. тысячью сущ. тысячей. |
6. 1000000 1000 000000 | миллион склоняются как существительные миллиард 2 склонения. |
7. составные числительные | Склоняются все части по своему образцу. |
8. порядковые числительные | Склоняются как прилагательные, окончание зависит от вопроса. Если составное порядковое числительное, то склоняется только последнее слово. |
9. числительные полтора-1,5 полтораста-150 | И. п. - полтора, полтораста . Р. В. п. - полтора, полтораста. Д. полутора Т. полутораста П. |
1. НАРЕЧИЕ – самостоятельная часть речи, которая обозначает признаки действия или признаки признаков и отвечает на вопросы: где? куда? когда? откуда? как? зачем? и почему? с какой целью? больней
В предложении наречие бывает чаще всего:
1. обстоятельством
2. но может быть и несогласованным определением (волосы торчком торчали )
3. в безличном предложении может быть сказуемым, тогда мы это наречие называем словом категории состояния (СКС). Мнегрустно .
Большинство наречий пишется слитно , так как это неизменяемая часть речи.
Дефис пишется:
1. в наречиях с приставкой по- исуффиксами -ому, -ему. По -новому ,
по- осеннему
2. в наречиях с приставкой по- и суффиксами и, -ски: по-русски
3. в наречиях с приставкой –в (-во), оканчивающихся на –ых, -их. Во-первых, в-третьих.
4. в наречиях, образованных повторением слов или однокоренных слов: еле-еле, чуть-чуть, крепко-крепко, мало-помалу, давным-давно, видимо-невидимо.
5. внаречиях с приставкой кое- и суффиксами –то, -либо,-нибудь
ЗАПОМНИ НАПИСАНИЕ:
бок о бок, точь-в-точь.
Но есть группа наречий и наречных выражений, которые пишутся раздельно. В них приставка! пишется раздельно. Она так «застыла». Список этих выражений смотри дальше.
1. ПРИЧАСТИЕ – (особая форма глагола) часть речи, которая отвечает на вопрос какой и обозначает признак предмета по действию.
Н.ф.: И.п., м.р., ед.ч. (как у прилагательных).
2. Постоянные признаки: 1)действительное или страдательное.
обозначает признак, который обозначает признак, который
создается действием самого создается у одного предмета
предмета (летящий самолет, действием другово предмета.
упавший мяч).
2)вид (совершенный, несовершенный).
3)время (настоящее, прошедшее).
4)возвратное или невозвратное.
Непостоянные признаки: род, число, падеж, (у страдательных причастий краткая или полная форма).
3. Синтаксическая роль: определение (в краткой форме – сказуемое).
Каким членом предложения могут быть неопределённые местоимения:) и получил лучший ответ
Ответ от Ёнежок[гуру]
Местоимение - это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их: я, себя, ваш, столько и др.
Местоимения отвечают на вопросы имён существительных (кто? что?) , имён прилагательных (какой? чей?) , имён числительных (сколько?) : он смеется, мой брат, несколько карандашей.
Морфологические и синтаксические признаки местоимений также зависят от того, какую часть речи они заменяют в тексте.
Синтаксическая роль местоимений
Местоимение может быть любым членом предложения:
Я хочу спать (подлежащее) .
Это она (сказуемое) .
Миша - мой брат (определение) .
Учитель вызвал его (дополнение) .
До каких пор это будет продолжаться (каких входит в состав обстоятельства) ?
Разряды местоимений
А. Разряды местоимений по грамматическим признакам (в зависимости от того, вместо какой части речи они употребляются) .
1. Местоимения-существительные (я, ты, мы, вы, он, кто, что, кто-то, никто, себя и др.). Их особенности:
указывают на предметы;
отвечают на вопросы имён существительных (кто? что?) ;
изменяются по падежам (некто, нечто употребляются только в форме И. п. ; некого, нечего, себя не имеют формы И. п.) ;
связываются с другими словами в предложении, как имена существительные.
2. Местоимения-прилагательные (мой, твой, наш, ваш, какой, какой-то, этот, тот и др.). Их особенности:
указывают на признаки предметов;
отвечают на вопросы имён прилагательных (какой? чей?) ;
связываются с именами существительными, как имена прилагательные;
изменяются, как и прилагательные, по числам, родам (в единственном числе) и падежам (каков не изменяется по падежам; притяжательные его, ее, их не изменяются вообще, в отличие от омонимичных форм личных местоимений его, ее, их) ;
местоимение который примыкает к местоимениям-прилагательным (оно изменяется по родам, числам и падежам) , но иногда, как порядковое числительное, указывает на порядок предметов при счёте (- Который час? - Пятый) .
3. Местоимения-числительные (сколько, столько, несколько). Их особенности:
указывают на количество предметов;
отвечают на вопрос сколько? ;
связываются с существительными, как количественные числительные;
обычно изменяются по падежам.
Б. Разряды местоимений по лексическому значению.
1. Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они. Личные местоимения указывают на участников диалога (я, ты, мы, вы) , лиц, не участвующих в беседе, и предметы (он, она, оно, они) .
2. Возвратное: себя. Это местоимение указывает на тождественность лица или предмета, названного подлежащим, лицу или предмету, названному словом себя (Он себя не обидит. Надежды себя не оправдали) .
3. Притяжательные: мой, твой, ваш, наш, свой, его, ее, их. Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета лицу или другому предмету (Это мой портфель. Его размер очень удобен) .
4. Указательные: этот, тот, такой, таков, столько, сей (устар.) , оный (устар.). Эти местоимения указывают на признак или количество предметов.
5. Определительные: сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, всяк (устар.) , всяческий (устар.). Определительные местоимения указывают на признак предмета.
6. Вопросительные: кто, что, какой, который, чей, сколько. Вопросительные местоимения служат специальными вопросительными словами и указывают на лица, предметы, признаки и количество (Кто пришёл? Чей билет? Сколько времени?) .
7. Относительные: те же, что и вопросительные, но служат для связи частей сложноподчиненного предложения, это так называемые союзные слова (Я узнал, кто пришёл. Это дом, который построил мой дед) .
8. Отрицательные: никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей. Отрицательные местоимения выражают отсутствие предмета или признака, местоимения; образуются от вопросительных местоимений с помощью приставок ни-, не- (Никто не ответил. Некого обвинять) .
9. Неопред
Ответ от ROMEO
[новичек]
аааа
Ответ от Денис Городничев
[новичек]
как сделать задание: подчеркните местоимения как члены предложения
Ответ от Лёва Макара
[новичек]
аааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа
Ответ от Ирина Робертовна Махракова
[гуру]
Неопределённые местоимения – НЕКТО, НЕЧТО, КОЕ-КТО, ЧТО-ТО, КАКОЙ-НИБУДЬ, ЧЕЙ-ЛИБО, СКОЛЬКО-ТО, НЕСКОЛЬКО и т. п.
1. Местоимение НЕКТО не склоняется, а потому в предложении может быть ТОЛЬКО подлежащим или сказуемым:
? НЕКТО пришёл. (Подлежащее).
? Это НЕКТО. (Сказуемое).
2. Местоимение НЕЧТО употребляется только в именительном и винительном падежах, в именительном оно может быть подлежащим или сказуемым, в винительном – дополнением, в предлогом – обстоятельством:
? НЕЧТО лежит на столе. (Подлежащее)
? Это НЕЧТО. (Сказуемое).
? Он принёс НЕЧТО (Дополнение).
? Он умудрился вложить акции в НЕЧТО. (обстоятельство).
3. Местоимения КОЕ-КТО, КТО-ТО, КТО-ЛИБО, КТО-НИБУДЬ, КОЕ-ЧТО, ЧТО-ТО, ЧТО-ЛИБО, ЧТО-НИБУДЬ – это местоимения-существительные; они склоняются, а потому могут быть подлежащими и сказуемыми (в именительном падеже), дополнениями и, реже, обстоятельствами (в косвенных падежах):
? КТО-ЛИБО умеет шить на машинке? (Подлежащее)
? Это КТО-ТО. (Сказуемое)
? КОЕ У КОГО нет никаких знаний по русскому языку. (Дополнение)
? Вложил акции ВО ЧТО-ТО. (Обстоятельство).
4. Местоимения КОЕ-КАКОЙ, КАКОЙ-ТО, КАКОЙ-ЛИБО, КАКОЙ-НИБУДЬ; КОЕ-ЧЕЙ, ЧЕЙ-ТО, ЧЕЙ-ЛИБО, ЧЕЙ-НИБУДЬ – это местоимения-прилагательные; они изменяются по падежам, числам, а в единственном числе по родам, а потому, как и имена прилагательные, могут в предложении быть определениями или сказуемыми:
? ЧЕЙ-ТО портфель лежит на парте. (Определение).
? Этот портфель ЧЕЙ-ТО, а не мой. (Сказуемое).
5. Местоимения НЕСКОЛЬКО, СКОЛЬКО-ТО, СКОЛЬКО-ЛИБО, СКОЛЬКО-НИБУДЬ – это местоимения-числительные; они изменяются по падежам, так что тоже могут быть как главными, так и второстепенными членами предложения, но чаще всего не в одиночку, а в составе неделимого словосочетания:
? НЕСКОЛЬКО КНИГ лежит на столе. (Подлежащее).
? Это всего лишь НЕСКОЛЬКО КНИГ. (Сказуемое).
? Я вижу НЕСКОЛЬКО КНИГ, лежащих на столе. (Дополнение).
? Я прочитала об этом В НЕСКОЛЬКИХ КНИГАХ. (Обстоятельство).
Сегодня в рамках нашей свежей рубрики «Минутка грамотности» я предлагаю обсудить вопрос обособления вводных слов в предложении. Думаю, сильно не ошибусь, сказав, что каждый автор использует в своей письменной речи вводные слова – в большей или в меньшей степени. Однако у начинающих авторов нередко возникают трудности с расстановкой запятых, не все знают, в каких случаях вводные слова требуют обособления, а в каких нет. Именно с этим вопросом мы и разберемся сегодня.
Вводные слова.
Обычно в роли вводных слов выступают наречия, глаголы и другие части речи, основным назначением которых является выражение отношения говорящего к тому, о чем он сообщает. В предложениях вводные слова обособляются запятыми. Наиболее простым и распространенным способом определения, является ли слово вводным, служит намеренно опускание его в предложение. Если после опускание смысл высказывания не меняется, то слово — вводное, если же предложение без него смысла уже не имеет, то нет. Взглянем на следующие примеры:
Ее фраза, казалось, заставила всех замолчать.
Лицо ее казалось мраморным.
Слово казалось , которое фигурирует в обоих примерах, в первом случае является вводным, а вот во втором – неотъемлемой частью составного сказуемого. В первом предложении оно как раз таки выражает неуверенность автора, некую неявную связь двух событий. И, конечно же, это слово можно с легкостью опустить без потери смысла высказывания (Ее фраза заставила всех замолчать ).
В качестве вводных может быть использована большая группа различных слов. Но есть слова, которые на первый взгляд кажутся вводными, но ими никогда не являются. Рассмотрим пример:
В этом году, очевидно, будет дождливое лето.
В этом году непременно будет дождливое лето.
По смыслу эти два предложения очень близки, но вводным является только слово очевидно. Оно же и обособляется запятыми.
Приведенный ниже список слов нужно запомнить. Эти слова очень похожи на вводные, но ими не являются, и запятыми их выделять не нужно: авось, будто, вдруг, ведь, вот, вряд ли, все-таки, даже, именно, как будто, как раз, непременно, обязательно, почти, только, якобы . Запомнить их несложно, тем более что мы обычно и так пишем их без обособления.
Типы вводных слов.
Все вводные слова условно можно разделить на несколько типов в зависимости от того, какое значение они передают в предложении.
1 . Чаще всего вводные слова используются для обозначения различной степени уверенности говорящего в том, о чем он сообщает. К примеру:
Подходить, несомненно, стоило с самого утра.
Кажется, сворачивать с дороги не стоило.
К этой группе относятся слова: бесспорно, несомненно, разумеется, без сомнения, конечно, безусловно, действительно, кажется, вероятно, возможно, пожалуй.
2 . Вторым по распространенности поводом использования вводных слов является выражение чувств и отношения говорящего к тому, о чем он сообщает. В частности:
Я, к несчастью, провалил это ответственное задание.
К данному типу относятся следующие слова: к несчастью, к счастью, к сожалению, к удивлению.
3 . Бывает, что вводные слова служат для указания источника информации, которую сообщает говорящий. В таком случае вводное словосочетание нередко начинается со слов по мнению, по словам, по сообщению . Например:
По мнению профессора, приведенное доказательство было неполным.
Источником сообщения зачастую может быть и сам говорящий: по-моему, по моему мнению . Или источник вообще может быть неопределенным: говорят, слышно. К примеру:
Им, говорят, не одержать победы.
К этому типу относят следующие слова: по моему мнению, по-моему, по-вашему, по словам, по мнению, по сообщению, по слухам, говорят, слышно.
4 . Следующим направлением применения вводных слов является использование их для упорядочения мыслей, а также указания их связи между собой. Например:
Во-первых, этот подход крайне энергозатратен, а во-вторых, и вовсе неосуществим.
Предложенный же вами вариант, напротив, устраивает обе конфликтующие стороны.
К ним относятся следующие вводные слова: наконец, итак, следовательно, значит, напротив, например, наоборот, во-первых, во-вторых, в-третьих.
5 . Встречаются также предложения, в которых вводные слова указывают непосредственно на способ оформления мыслей. Например:
Он, мягко говоря, оплошал.
К пятому типу относятся следующие слова: мягко говоря, лучше сказать, одним словом, иначе говоря.
6 . Среди вводных слов есть и такие, которые предназначены для привлечения внимания собеседника. Например:
Понимаешь, это не последний его проступок!
Вот примерный их список: видишь (видите), знаешь (знаете), понимаешь (понимаете), послушай (послушайте) . По желанию к ним может прибавляться имя того, чье внимание требуется привлечь.
Стоит отметить, что все эти перечисленные выше значения могут выражаться не только вводными словами, но и аналогичными предикативными конструкциями (т.е. вводными предложениями). Например:
Дождик, кажется, скоро закончится.
Дождик, я считаю, скоро закончится.
Кроме запятых, для выделения вводных предложений вполне могут быть использованы тире или скобки. Обычно так поступают в тех случаях, когда вводная конструкция сильно распространена, содержит дополнительные замечания и пояснения или вообще без каких-либо на то причин. К примеру:
Алексей (читатель уже узнал его) между тем пристально глядел на молодую крестьянку.
Вот проезжаем мы раз через нашу деревню, лет тому будет – как бы вам сказать, не солгать – лет пятнадцать.
Важные примечания.
Правило обособления вводных слов и предложений имеет несколько очень важных примечаний.
1 . Если перед вводным словом стоит союз а или но , то запятая между вводным словом и союзом ставится не всегда. Сравним два примера:
Врач уже закончил прием, но, конечно, посмотрит тяжелого больного.
Он дал слово, а следовательно, должен его сдержать.
Для определения момента постановки запятой в этих случаях нужно попытаться опустить вводное слово. Так вот вводное слово можно убрать без союза только в первом примере, поэтому между ним и союзом необходима запятая. Во втором предложении это сделать невозможно, а значит, запятая не ставится.
2 . Очень часто у начинающих авторов возникают трудности в предложениях со словами однако и наконец . Запомним, что слово однако обособляется только в том случае, когда его нельзя заменить на союз но . Примеры:
Однако я знал, что мои результаты пока еще недостаточно высоки.
Пока, однако, у коллектива нет четкой картины происходящего.
В первом случае однако легко заменяется союзом но , во втором же подобную замену провести уже невозможно, а значит, требуется выделение вводного слова запятыми.
Слово наконец будет являться в предложении вводным только в том случае, когда не имеет пространственного или временного значения, а указывает лишь порядок мыслей. Примеры:
Все мы рассчитываем, что в ближайшее время этот проект наконец будет реализован.
И, наконец, главное, на что следует обратить внимание.
3 . В случае, когда вводное слово начинает собой обособленную конструкцию, (например уточняющий оборот), запятая после вводного слова не ставится. Иными словами, запятая, которая должна была «закрывать» вводное слово, переносится в конец обособленного оборота.
Я увидел, точнее почувствовал, что она ко мне неравнодушна.
(Забавно, но в этом примере хваленый MS Word недвусмысленно намекает мне, что после слова точнее нужна таки запятая. Ну это как раз к вопросу о том, что не всегда электронной проверке грамотности можно верить).
4 . Помимо всего прочего, запятая не ставится перед вводным словом, расположенным в конце обособленного оборота. Пример:
В эти выходные мы решили куда-нибудь выбраться, за город например.
А вот в случае, когда вводное слово стоит в середине обособленной конструкции, то оно обособляется запятыми на общем основании.
Петр решил объясниться в любви, почувствовав, кажется, сердцем, что и она к нему неравнодушна.
5 . Если вводные слова расположены перед оборотом, начинающимся словами как или чтобы , то они выделяются запятыми. Например:
Прожитый день показался ему бесполезным, в сущности, как и вся жизнь.
Он на секунду задумался, вероятно, чтобы подобрать нужный ответ.
На этом все на сегодня. Надеюсь, вы разобрались в тонкостях обособления вводных слов. От себя могу сказать, что это только на первый взгляд сложный и запутанный вопрос, с практикой же придет чувство языка и правильная постановка запятых. Подписывайтесь на обновления блога, чтобы быть в курсе всех свежих статей. До скорой встречи!
Изучая в 6 классе указательные местоимения, мы учимся определять их морфологические признаки и синтаксическую роль.
Иногда трудно понять, что обозначает слово «это». Оно может быть местоимением, заменять прилагательные и существительные, связкой в именном сказуемом и даже частицей. Виды сказуемого шестиклассники ещё не знают, а частицу как часть речи будут изучать только в седьмом классе.
Как же помочь ребятам точно определять синтаксическую функцию слова «это»? В качестве дидактического материала воспользуемся простыми и сложными предложениями, а также текстами разных стилей и типов речи из произведений Константина Паустовского. Покажем, какие возможны варианты употребления местоимения ЭТО.
Для начала напомним, что начальная форма данного указательного местоимения – ЭТОТ. Его общее значение – выделение какого-то одного предмета из числа однородных, который расположен в пространстве близко или рядом, чем, например, предмет, на который указывает слово ТОТ.
Указательное местоимение-прилагательное ЭТО имеет признаки рода (ЭТОТ, ЭТА, ЭТО) и числа (ЭТИ), а также изменяется по падежам. При склонении во множественном числе и в единственном числе в мужском роде в Винительном падеже имеются двоякие формы: ЭТИХ, ЭТОГО для обозначения одушевлённых предметов и ЭТИ, ЭТОТ для обозначения неодушевлённых предметов. В предложениях выделенные указательные местоимения являются определениями, поскольку относятся к существительным и согласуются с ними.
Например:
ЭТИХ людей сюда не пропустили (одушевлённый предмет, множественное число).
Я не видел ЭТОГО человека полгода (одушевлённый предмет, единственное число).
Но тем интереснее было бы знать все ЭТИ деревья (неодушевлённый предмет, множественное число), кустарники и травы со всеми их свойствами.
ЭТОТ путь нам знаком (одушевлённый предмет, единственное число).
Встречаются предложения с инверсионным порядком слов:
Цветы ЭТИ собраны в большие стоячие кисти.
Делали ЭТО они потому, что считали, будто кипрей заглушает побеги сосен, отнимает у них свет и влагу.
Местоимение ЭТО как существительное обозначает событие, факт, ситуацию, помогает избежать повтора и заменяет слова, являясь подлежащим:
Их вершины окутывал туман, и ЭТО придавало деревьям призрачный вид.
Я перебираю в памяти места, какие видел, и убеждаюсь, что видел мало. Но ЭТО не так уж страшно, если вспоминать увиденные места не по их количеству, а по их свойствам, по их качеству.
В бездонной синеве и глубине появились жёлтые очертания острова, похожего на цветок чертополоха. ЭТО была Корсика.
Но на Ильинском омуте не было, к сожалению, ни ветряной, ни водяной мельницы. И ЭТО очень жаль.
Местоимение ЭТО является средством связи предложений в тексте:
То был лес на правом берегу Оки. Далеко за ЭТИМ лесом пряталась усадьба Богимово... (Определение)
Когда при Берге произносили слово «родина» , он усмехался. Он не понимал, что ЭТО значит. (Подлежащее)
Я не мог понять, о каких беличьих запасах идёт речь. Кого бы расспросить об ЭТОМ ? (Дополнение)
Местоимение может входить в обобщающий член предложения как подлежащее:
Берега Корсики, её замки, алый цвет каких-то кустарников, ливень синего средиземноморского света – всё ЭТО не могло оторвать мои мысли от маленькой сыроватой ложбины на Ильинском омуте...
Всё ЭТО : новые моря, каналы, леса, растительность, новый климат – создавалось на наших глазах.
Слово Это является подлежащим:
ЭТО правда, что вы отбираете у белок сосновые шишки?
Маша не знала, что ЭТО вовсе не грусть, а то чувство, какому нет еще, пожалуй, точного названия – замирание сердца перед неизвестным будущим...
Может, ЭТО последняя заря в моем существовании.
Слово ЭТО может выполнять роль связки в именном сказуемом и входить в его состав:
Кипрей – ЭТО наш помощник .
В роли дополнения слово ЭТО используется в диалоге, в составе полных и неполных предложений:
– Да нет, ЭТО я не вам говорю, – засмеялась она. – ЭТО котёнку.
Некоторые словосочетания, например ЭТИМ ЛЕТОМ, могут входить в состав обособленного определения:
Берг сел к столу и быстро написал: «Выставляю только один этюд акварелью, сделанный мною ЭТИМ летом, – мой первый пейзаж».
Цельные словосочетания являются обстоятельствами времени:
С каких ЭТО пор на крейсере завелись барышни?
Указательной частицей слово ЭТО обычно бывает в предложениях типа «ЭТО рубят лес» или «ЭТО ты поёшь».
Местоимение-частица может стоять и после сказуемого:
Иду ЭТО я по лесной тропинке и вижу пичужку.
Жили мы ЭТО втроём.
И после вопросительных слов ОТЧЕГО, КАКИЕ, КАК, ПОЧЕМУ, КУДА:
– Отчего ЭТО мне грустно, не понимаю? – спросила вполголоса Маша.
«Какие же ЭТО петухи? Первые или вторые?..»
– Как ЭТО «в порядок»? – удивилась Маша.
Вместе с другими модальными частицами ЧТО ЗА, ВОТ в вопросительных или восклицательных предложениях слово ЭТО передаёт экспрессивные оттенки, составляя устойчивые обороты (это уж слишком, вот это да):
Что ЭТО за таинственное счастье?
Вот это да ! Все луга оборвали.
Исследовать роль местоимений разных разрядов можно в текстах монологической и диалогической форм речи, определяя их морфологические признаки и синтаксическую роль.
Текст 1
Я часто ходил не только к ветряку, но и к ЭТОМУ вязу, и подолгу просиживал в ЕГО тени.
Скромная невысокая кашка росла на меже. Старый сердитый шмель грозно налетал на МЕНЯ, стараясь прогнать человека из СВОИХ пустынных владений.
Я сидел в тени вяза, лениво собирал цветы и травы, и в сердце подымалась КАКАЯ-ТО родственная любовь к КАЖДОМУ колоску.
Я думал, что ВСЕ ЭТИ доверчивые стебли и травы, конечно же, МОИ безмолвные друзья, что МНЕ спокойно и радостно видеть ИХ каждый день и жить с НИМИ в ЭТОЙ тихой степи под свободным небом.
За Ильинским омутом была видна в отдалении зеленая стена. ТО был лес на правом берегу Оки. Далеко за ЭТИМ лесом пряталась усадьба Богимово, чернел старый парк и стоял господский дом с террасой и венецианскими окнами. В ЭТОМ доме одно лето жил Чехов. ОН написал здесь «Остров Сахалин» и «Дом с мезонином» – бесконечно грустный рассказ о любви и милой девушке Мисюсь.
Мисюсь уехала из ЭТИХ мест навсегда, но чеховская грусть осталась. ОНА живет в глубине сыроватых аллей, в пустых комнатах большого дома, где ночные бабочки спят на пыльных оконных стеклах. Если ВЫ прикоснетесь к ЭТОЙ бабочке, то увидите, что ОНА мертва.
Текст 2
Определите стиль и тип речи данного текста. Укажите разряды выделенных местоимений.
– Кипрей, – сказала Анюта, – не только воздух обогревает, но и почву. Так что и корешки ВСЕХ ЭТИХ побегов не замерзают.
– ВЫ думаете, один кипрей ТАКОЙ замечательный? – спросил МЕНЯ Михаил Михайлович. – Почти про каждое растение можно рассказать ТАКИЕ удивительные вещи, что ВЫ просто ахнете. Что ни цветок, то прямо рассказ. Растения спасают НАС от болезней, дают крепкий сон, свежие силы, одевают, кормят – ВСЕГО не перечтешь. Нет у НАС лучших друзей, чем растения. Да если бы Я умел рассказывать сказки, Я бы о КАЖДОЙ травинке, о КАЖДОМ КАКОМ-НИБУДЬ незаметном маленьком лютике или колоске порассказал бы ТАКОЕ, что ВСЕ старые добрые сказочники МНЕ бы позавидовали.
– Ещё бы! – сказала Анюта. – Если бы ОНИ знали тогда ТО, что МЫ знаем сейчас, тогда и сказок не надо бы.
(К.Г. Паустовский «Ильинский омут».)
Литература
1. Иванова А.Н. Слово «это» в письменной и устной речи / Русский язык в школе. - 1982. - №2. - С. 80-85.
2. Произведения К.Г. Паустовского на сайте http://paustovskiy.niv.ru/paustovskiy/text/rasskaz/rasskazy.htm
М ы продолжаем исследовать уровни языковой системы, опираясь на книгу "Русский язык: понимаю - пишу - проверяю". Речь пойдёт об обособлении обстоятельств и сравнительных оборотов.
Урок 27. Обособление обстоятельств. Учимся создавать высказывания. Обособление сравнительных оборотов
I. Вспомните:
а) что за второстепенный член предложения обстоятельство и какой главный член предложения оно распространяет;
б) какими частями речи может быть выражено обстоятельство;
в) какая синтаксическая связь между главным словом и зависимым словом-обстоятельством, если обстоятельство выражено существительным с предлогом; деепричастием;
г) виды обстоятельств
(все ответы в предыдущих уроках).
Вспомним, что при прямом порядке слов положение обстоятельства, выраженного наречием и существительным с предлогом, вариативно: оно способно занимать место как до глагола-сказуемого, так и после него, а также в начале предложения: вчера началась весна, птица сидела на ветке .
1. Свободное местоположение обстоятельства не способствует обособлению обстоятельств, выраженных существительными с предлогами (кроме сравнительных оборотов, о чём ниже) и тем более наречиями. Поэтому обстоятельства, выраженные существительными в форме косвенных падежей и наречиями, обособляются факультативно при пояснении и смысловом выделении в речи, например:
В утреннем свете, за логом , густо дымились крыши деревни. (И. Бунин) - Автору важно показать место, где стояла деревня. (Что такое лог? Толковый словарь!)
Сравните то же предложение, но без логического акцента на обстоятельстве и без обособления: В утреннем свете за логом густо дымились крыши деревни.
2. Деепричастие, как мы знаем, в предложении играет роль второго (однородного) сказуемого. Поэтому обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами, как правило, содержат добавочные сообщения, интонируются в речи, а на письме обособляются независимо от места, занимаемого в предложении, например:
1) Закаркав , отлетела ватага чёрных ворон. (А. Пушкин) = Ватага чёрных ворон закаркала и отлетела.
2) Ватага чёрных ворон отлетела, закаркав .
3) Пошумев сердито, море успокоилось. - Когда (После того как) море пошумело сердито , оно успокоилось.
Задание. Прочитайте предложения. Определите, в каком из них употреблён причастный, а в каком деепричастный оборот (найдите главные слова, поставьте от них вопросы к зависимым причастию или деепричастию; проанализируйте суффиксы).
1) Врач, склонившись над солдатом, осматривал рану.
2) Врач, склонившийся над солдатом, осматривал рану.
Случаи необособления обстоятельств, выраженных деепричастием или деепричастным оборотом:
1) если одиночное деепричастие имеет значение наречия и выступает в синтаксической роли обстоятельства образа действия. Такие деепричастия-обстоятельства обычно стоят после глагола-сказуемого, их можно заменить синонимичным наречием. Кроме того, утрату деепричастием функции сказуемого можно проверить подстановкой сочинительных союзов и, и притом , например:
Эту тяжёлую тележку один человек тащит шутя . = Эту тяжёлую тележку один человек тащит легко . (Нельзя сказать "человек тележку тащит и шутит". );
2) если одиночное деепричастие входит в группу однородных членов-обстоятельств вместе с наречием, например:
Ученик отвечал на вопросы откровенно и не смущаясь .
Но два одиночных деепричастия, выступающие в функции однородных, обособляются, например:
Ворча и оглядываясь , Каштанка вошла в комнату. (А. Чехов);
3) если деепричастия с зависимыми словами составляют устойчивые фразеологические обороты, заменяемые нейтральными синонимами, сломя голову (быстро), спустя рукава (небрежно), затаив дыхание (очень внимательно, не шелохнувшись) и др., они входят в состав сказуемого:
И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя . (А. Грибоедов)
Задание. Прочитайте фразеологизмы. Выясните значение незнакомых вам оборотов во фразеологическом словаре. Составьте устно по предложению с каждым выражением.
Не мудрствуя лукаво, не покладая рук, сложа руки, засучив рукава, не смыкая глаз, не переводя дух, положа руку на сердце, скрепя сердце, раззиня рот, очертя голову, не солоно хлебавши.
Не обособляются также деепричастия и деепричастные обороты, входящие в состав составного именного сказуемого при глаголах-связках движения или состояния, например:
Мальчик шёл прихрамывая . - Смысл данного высказывания не в том, чтобы сообщить о процессе движения мальчика, а в том, чтобы сообщить, что этот процесс происходил определённым образом. Обычно такие деепричастия занимают место после сказуемого.
Сравните аналогичную конструкцию с деепричастным оборотом: Мальчик стоял опустив голову .
Функция второго сказуемого чаще всего присуща одиночному деепричастию или деепричастному обороту, стоящему до глагола-сказуемого. Сравните интонацию логически выделяемого деепричастия и оборота в синонимичных предложениях с другим порядком слов, где основное сообщение содержится в грамматической основе с простым глагольным сказуемым:
Прихрамывая , шёл мальчик.
Опустив голову , стоял мальчик.
Задание. Вариант сочинения-рецензии начинается так:
И в первом, и во втором предложениях акцент сделан на повести А. Пушкина - именно эти слова занимают ударное место в конце враз. Однако указание на автора эссе даётся сразу в первом предложении, и делается это с помощью деепричастного оборота. Проанализируйте смысловое наполнение в синонимичном предложении с изменённым порядком слов: Я вспомнил собственные ощущения от "Капитанской дочки" А. Пушкина сразу, только начав читать эссе Ф. Искандера . Как вы построите следующую фразу?
II. Сравнительные обороты.
Сравнительные обороты - это одно слово или выражение, содержащие в себе сравнение и начинающиеся синонимичными подчинительными сравнительными союзами как, словно, точно, будто, как будто, что, чем, нежели и др.
Сравнение - это сопоставление двух понятий или явлений и нахождение у них сходного. Таким образом, для признания оборота сравнительным необходимо найти эти сопоставляемые понятия или явления и выявить у них признак, по которому они сравниваются (такой признак называется основанием для сравнения). Рассмотрим два примера.
1) Лицо у Маши было круглое, точно яблочко. - Здесь есть основание для сравнения - сравнивается форма предметов: лица и яблочка, и точно яблочко сравнительный оборот. Таким образом, при сравнении существительное-предмет наделяется признаком, который в нашем сознании переводит понятие в образ. Это и делает сравнение видом полисемии.
2) Вместо бороды у отца Захарии точно приклеен кусочек губочки. (М. Лермонтов) - Здесь нет основания для сравнения - борода не сравнивается с губочкой, но вместо бороды точно кусочек губочки.
Сравнительные обороты интонируются в речи, а на письме обособляются - выделяются запятыми .
1. Мы знаем, что признаки предмета обозначают прежде всего прилагательные и причастия, которые либо входят в составное именное сказуемое (как в примере 1), либо выступают определениями, например:
С утра ползли серые, как дым , облака. (А. Н. Толстой) - Здесь сравниваются облака с дымом по признаку цвета - серые. Грамматически сравнение оформляется с помощью прилагательного-определения серые и сравнительного оборота как дым , тоже определения, уточняющего признак: облака (какие?) серые (а именно какие?) как дым .
При сравнительном обороте-определении определяемое слово-предмет может быть любым членом предложения.
Задание. К какому члену предложения относится сравнительный оборот? Подо льдом, матовым, словно запотевшее стекло, плавали рыбы.
2. Сравнительный оборот может выступать обстоятельством, тогда он зависит от сказуемого, а признак при этом получает предмет-подлежащее, например:
На небе ярко сверкнула, как живой глаз, первая звёздочка. (И. Гончаров) - Здесь звёздочка сравнивается с глазом, а грамматически сравнение оформляется посредством сказуемого и зависимого от него обстоятельства: звёздочка сверкнула (как?, каким образом?) как живой глаз .
Задание . Найдите в приведённом выше предложении обстоятельство, которое уточняет сравнительный оборот и тоже зависит от сказуемого. К какому виду обстоятельств оно относится? Какая это часть речи?
3. Посредством сравнительных оборотов в предложении могут не только создаваться образы, но и уподобляться предметы или явления, например:
Множество людей, как в праздник , вышло на улицу. - Здесь сравнительный оборот-обстоятельство, зависимый от сказуемого, по смыслу распространяет всё предложение: выход множества людей на улицу подобен празднику.
Сравнительные обороты-уподобления всегда обстоятельства образа действия.
4. Не всегда бывает просто определить сравнительный оборот. Наибольшую сложность с точки зрения пунктуации представляют обороты с союзами как, чем .
Обороты обособляются | Обороты не обособляются |
1. Если есть основание для сравнения, сравнительный оборот выступает определением, уточняющим основное определение, или обстоятельством, зависящим от сказуемого: 1) С утра ползли серые, как дым , облака. (А. Толстой) 2) На небе ярко сверкнула, как живой глаз , первая звёздочка. (И. Гончаров) 3)Множество людей, как в праздник , вышло на улицу. |
1. Если обстоятельство, зависимое от сказуемого и содержащее сравнение, состоит только из одного слова с союзом как
и его можно заменить дополнением в творительном падеже. Чаще всего оно, согласно месту дополнения при прямом порядке слов, стоит после сказуемого, например: Волосы у девочки вьются как колечки . Ср.: Волосы у девочки вьются колечками. |
2. Если в основной части предложения имеется указательное слово так, такой, тот, столь
, на которое падает логическое ударение, например: 1) Нигде при взаимной встрече не раскланиваются так благородно и непринуждённо, как на Невском проспекте. (Н. Гоголь) 2) У брата были те же черты лица, что и у сестры. |
2. Если в предложении отсутствует глагол-сказуемое и сравнительный оборот в этом случае сам выступает в роли именной части составного именного сказуемого при нулевой связке, например: Пруд как блестящая сталь . (А. Фет) |
3. Если оборот начинается сочетанием как и
- в этом случае он близок к присоединительной конструкции, например: В глазах Маши, как и во всём лице , наблюдалось что-то необычное. |
3. Если сравнительный оборот, чаще всего одно слово со сравнительным союзом, входит в составное именное сказуемое с глаголами-связками движения или состояния - без сравнения сказуемое не имеет законченного смысла, например: Как ребёнок душою я стал. (И. Тургенев) |
4. Если обороты со сравнительной степенью наречий и союзом чем
: (не) больше чем; (не) меньше чем; (не) раньше чем; (не) позже чем
содержат сравнение предметов или явлений, тогда перед сравнительным союзом ставится запятая, например: Эта посылка весит не больше, чем предыдущая. - Есть сравнение этой посылки и предыдущей посылки. |
4. Если в предложении нет сравнения предметов или явлений, запятая перед союзом чем
не ставится, например: Посылка весит не больше чем пять килограммов. - По смыслу нельзя сравнить посылку и килограммы. Оборот можно заменить синонимичным сочетанием сравнительной степени наречия с числительным и существительным: весит не больше пяти килограммов . |
5. Если оборот имеет характер фразеологического сочетания и входит в сказуемое: белый как снег (очень белый), бояться как огня (очень бояться), бежал как сумасшедший (быстро бежал) и т. д. Молодые супруги были счастливы, и жизнь их текла как по маслу. (А. Чехов) |
Примечание.
К сравнению близки обороты с несогласованными определениями с предлогом вроде
и обстоятельствами, начинающимися со слов не иначе как
. Такие конструкции не обособляются, например:
1) Над головой раздались раскаты вроде грома.
2) Я думаю о своём соседе не иначе как о замечательном человеке.
Задания. 1. Укажите предложение, где должна стоять запятая.
1) У Плюшкина крестьяне мрут как мухи.
2) Мы знаем Крылова как талантливого баснописца.
3) Надо мной как гигантский шатёр расстилалось голубое небо.
4) Старик схоронил сына и остался один как перст.
2. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
1) Я был, как в тумане.
2) Город, как пёстрый план, лежал далеко под нами.
3) Ваське, как самому старшему, рано пришлось идти в услужение.
4) Поражённый какой-то мыслью, он остановился как вкопанный.